Монтаж металлической дымовой трубы падающей мачтой в настоящее время применяют не часто ввиду наличия мощных мобильных кранов, позволяющих выполнять операцию подъема подобных конструкций. По этой технологии монтаж готовой трубы на существующий фундамент осуществляется по схеме, представленной на рис. 124.
Монтаж металлической дымовой трубы падающей мачтой выполняется следующим образом: ствол трубы укладывают на шпальные выкладки или на специально изготовленную эстакаду в горизонтальном положении, основание трубы должно касаться нижней точкой кромки фундамента. В месте касания ствола трубы и фундамента устраивают шарнир, вокруг которого ствол трубы будет поворачиваться при выводе в вертикальное положение. Падающая мачта (шевр) представляет конструкцию, состоящую из двух стрел. Для установки шевра на расстоянии 5-7 м от оси фундамента отвода трубы устраивают специальные фундаменты для крепления двух стрел. Монтаж металлической дымовой трубы падающей мачтой производят посредством шарнира.
На смонтированную стрелу закрепляют рабочие канаты. Ствол трубы стропят к стреле двумя канатами, длину которых подбирают по расчету так, чтобы между стрелой и стволом трубы в натянутом состоянии угол составлял 60°. После закрепления ствола трубы к стреле устанавливают тяговый канат, который запасовывают через полиспаст и отводной блок к тяговому механизму (трактору, электролебедке и т.п.). Отводной блок крепят за якорь.
В качестве якоря может быть выбрана любая надежная конструкция. Проведя запасовку всех канатов и проверив надежность их крепления, с помощью автокрана поднимают стрелу, а затем тяговым механизмом выводят ее в рабочее положение так, чтобы натянулись канаты, соединяющие стрелу и ствол трубы. Проверив надежность всей схемы, начиняют подъем ствола труфи. При натяжении тягового каната стрелы на своих шарнирах начинают поворачиваться в сторону натяжения и тем самым поднимать ствол трубы. Ствол трубы, закрепленный к стреле, поворачиваясь вокруг своего шарнира, поднимается и занимает вертикальное положение.
Для подстраховки к стволу трубы заранее закрепляют тормозной канат, который с помощью тормозного механизма «стравливается» по мере подъема трубы, оставаясь в то же время в полунатянутом состоянии. В случае, если падающая стрела будет перетянута, тормозной канат не даст трубе перейти вертикальную плоскость и наклониться в обратном направлении. Следует помнить, что монтаж металлической дымовой трубы падающей мачтой может применяться при высоте трубы не более 45 м. При больших высотах ствол трубы не выдерживает нагрузок при подъеме его с горизонтального положения без дополнительного усиления.